Ads Top

Усилитель своими руками. Часть 1 - начинка



Год назад меня посетила мысль собрать собственный усилитель, который я собирался использовать в связке с компом. Планировалось сделать три канала: два - на фронтальные динамики + сабвуфер.
Для воплощения идеи был куплен корпус от заводского усилителя Ласпи у-005 стерео с родным трансом, если не ошибаюсь, на 250 Вт. Обошлось это чудо мне в 400 рублей. Корпус полностью алюминиевый, покрашен в темно-серый металлик, изготовлен довольно качественно. Однако я задумал его переделать, поскольку его олд- скульный утилитарный дизайн мне категорически не понравился.
Но как должно быть понятно из названия этой статьи, сейчас я буду рассказывать вовсе не о корпусе. Переделке корпуса я посвящу отдельный пост, который, судя по всему, получится очень объемным и потребует много времени для написания.

Как я уже сказал, изначально планировалось сделать усилитель только для вывода звука с ПК. Но в один прекрасный день у меня вдруг пробудился интерес к виниловому звуку. И понеслось: чтение форумов, выбор вертака, поиск на "авитах" и местных порталах. И наконец я его купил Sony PS-T25, прямой привод, полный автомат, made in Japan. И какое же это отношение имеет к усилителю, спросите вы? Если знакомы с винилом, то должны знать, что такое фонокорректор. Так вот, плату фонко-ра я захотел встроить непосредственно в усилитель. Таким, образом усилитель должен обладать двумя раздельными входами: корректирующий - для звукоснимателя и универсальный вход - для компьютера. Также нужно организовать переключение входов, для этого я решил использовать галетный переключатель на два положения. Но обо всем постепенно, поэтому далее я буду описывать каждый блок по-отдельности.
И так, поехали!

УНЧ для фронтальной акустики


Эту плату я собрал по схеме ИТУН на двух микросхемах TDA2050. Предварительное прослушивание свежесобранного усилителя произвело на меня очень сильное впечатление. Ранее я не слышал такого живого и насыщенного звучания. Собственно, это главная заслуга включения микросхем в режиме ИТУН.
Архив с материалами по данной схеме

Пара кадров в процессе изготовления:


УНЧ для сабвуфера


Данную плату я собрал из набора, когда еще не умел травить. В основе УНЧ -  распространенная микросхема TDA7294 в самом, что ни на есть обычном включении. Внешне модуль выглядит как то коряво, все из-за того, плата заводская и не очень удачная. При первой возможности соберу этот усилитель уже на самодельной печатке.

Блок обработки сабвуферного канала



Это такой прокаченный фильтр НЧ, который помимо самого фильтра НЧ содержит в себе сумматор и сабсоник (фильтр инфранизких частот). В изначальной схеме, найденной мной в интернете еще имелся фазовращатель, но я посчитал его бесполезной штукой и поэтому исключил. 
Как видите, схема собрана на макетке, не знаю как такое исполнение повлияет на звук, но явно не улучшит.
Делал на макетке, опять же потому что не умел травить. Решил оставить в таком виде.

Фонокорректор



Данное решение именуется фонокорректором Бокарева.
Схему нашел на Вегалабе, собрал, послушал - очень понравилась, причем даже с дешевыми операми. В перспективе поставить OPA2134. Конденсаторы К73-17 + китайская ноунейм пленка - поставил то, что было.
Традиционно печатка нарисована маркером, но вот протравилась плата не очень удачно, ну да ладно.

Блок питания УНЧ сабвуфера и предусилителей

Как уже говорилось ранее, вместе с корпусом от усилителя Ласпи мне достался его родной трансформатор, мощностью порядка 250 Вт. Две мощные вторичные обмотки по 24 В, плюс пара низковольтных. Транс оптимально подошел под мои требования, никакой перемотки и доработки не потребовал. Мне лишь нужно было получить среднюю точку, соединив обмотки последовательно, и собрать простой выпрямитель. Стабилизировать напряжение питания мощника бессмысленно, потому как потребляемая мощность большая, а КПД стабилизатора, собранного на доступных деталях, оставляет желать лучшего. Лишняя "печка" в усилителе мне не нужна.
А вот для питания предусилительных блоков источник питания желательно стабилизировать. И я это сделал при помощи двух разнополярных микросхем-стабилизаторов L7815 и L7915, получив стабильную двухполярку +-15В. Правда позже микрухи заменил на отечественные аналоги КР142ЕН8В и КР1162ЕН15А.
Все это я собрал на одной плате. Плата, в свою очередь, закреплена на пластиковом боксе, в котором находятся два конденсатора по 10000 мкФ (по одному на плечо). В итоге, получившийся блок питания имеет один вход для переменки, и два выхода: один +-30В с большим током для питания оконечника и один +-15В для предусилителей. Всю коммутацию я решил сделать на клеммниках, что считаю очень удобным и надежным решением.



Блок питания УНЧ фронтальной акустики

Для питания усилителя фронтальных каналов я использовал отдельный тороидальный трансформатор на 60 Вт, с двумя вторичками по 12 В. Его мощности с лихвой хватит раскачать две TDA2050. В тандеме с трансом используется самый, что ни на есть обычный диодный мост и два конденсатора по 4700мкФ на каждое плечо. 
Плата предельно простая, выглядит следующим образом:


В процессе изготовления:


На этом, пожалуй, описание внутренностей моего будущего усилителя можно закончить.  
В следующей части обещаю рассказать о переделке и доработке корпуса.

3 комментария:

  1. "Блок питания УНЧ фронтальной акустики"

    Подскажи на сколько вольт конденсаторы взял , и какой диод использовал?

    ОтветитьУдалить
  2. Я бы туда начинку другую поставил

    Наим китайский например

    ОтветитьУдалить
  3. Конденсаторы поменяйте на Panasonic или Nichicon Muse

    ОтветитьУдалить

Технологии Blogger.